Как стравить воздух из батареи отопления

Содержание

Батареи отопления: как стравить воздух через кран и без него

Спустить воздух с батареи отопления – кажется обычным занятием. Но утверждение правильно, если радиатор обустроен работающим краником с комфортной ручкой. Время от времени он вообщем отсутствует либо конструкция просит внедрения инструмента. Вприбавок для заслуги хорошего результата еще принципиально знать, когда необходимо стравливать воздух и как много требуется слить с батареи воды.

Когда нужно спускать воздух в батареях

Стравливанием воздуха необходимо заниматься сходу, как проявится одна из перечисленных обстоятельств. Но выявить их можно лишь на протяжении сезона, когда работает отопление.

Завоздушивание легко выявить в период работы отопления

Важно знать, что воздух образуется внутри системы даже тогда, когда она не работает. Многие этому нюансу не уделяют внимание, а зря. Кислород внутри батареи и металлических труб способствует образованию коррозии. Куски ржавчины отваливаются, образуются засоры. Чтобы продлить срок эксплуатации системы, воздух в батареях отопления в квартире стравливают даже летом.

В этот период чаще всего происходит завоздушивание по следующим причинам:

  • Летний период отводится для ремонта отопления. Сантехники обслуживающей организации меняют вентили, прогнившие трубы. Чтобы отремонтировать отдельный участок, воду сбрасывают со всего стояка.
  • Владельцы квартир летом самостоятельно занимаются ремонтом своего отопления. Из-за отсутствия возможности отключения контура от централизованной системы, воду аналогично сбрасывают со всего стояка. В некоторых случаях сливают со всего многоэтажного дома.
  • Если запорная арматура на входе в многоквартирный дом была перекрыта, по законам физики объем теплоносителя уменьшился. После открывания задвижек подающаяся под давлением вода всасывает воздух и заполняет им стояки.
  • Часто на летний период слесаря преднамеренно сбрасывают давление со стояков, чтобы избежать в будущем лишней работы. Дело в том, что чугунные старые батареи после остановки отопления иногда начинают течь на местах соединения секций, если они длительное время стоят под высоким давлением холодного теплоносителя. Слесарям проще сбросить давление, чем менять множество прокладок, выполняя сложную разборку секций.

Чтобы развоздушить весь стояк, надо спустить воздух из батареи на последнем этаже или чердаке, что зависит от схемы отопления. Этой работой обычно занимаются сами слесаря перед началом отопительного сезона. Хозяину каждой квартиры, прикрепленной к этому стояку, необходимо самостоятельно из своих радиаторов летом периодически стравливать воздух, чтобы собственная система по максимуму оставалась заполненная теплоносителем.

Советы профессионалов

Несколько советов от профессионалов помогут безопасно развоздушить систему и уменьшить вероятность образования пробок:

  • Доливают воду в контур остывшего автономного отопления всегда с нижней точки под небольшим давлением. После доливания включают котел, нагревают теплоноситель до температуры 60 о С, начинают стравливать воздух с каждой батареи через кран Маевского. При необходимости после обслуживания всех радиаторов еще доливают в систему воды.
  • Стержень из крана Маевского полностью нельзя выкручивать. Под струей горячей воды обратно его вкрутить сложно, а часто – невозможно.
  • Откручивать пробку радиатора в квартире строго запрещено. Централизованное отопление работает под высоким давлением. Если заглушку сорвет, будут затоплены все нижерасположенные на этажах квартиры.

Если с развоздушиванием возникают проблемы, оптимально вызвать специалиста из обслуживающей организации, который имеет право отключить стояк для ремонта даже в отопительный период.

Как стравить воздух из батареи через кран

Самым простым и распространенным узлом для развоздушивания отопления является кран Маевского. Устанавливают его на одной из верхних пробок батареи.

Кран Маевского является самым распространенным узлом для стравливания воздуха из батарей

Если говорить о кранах Маевского, то они тоже имеют много разновидностей. Устаревшие модели созданы под отвертку или ключ. С одной стороны, в этом есть плюс. Неквалифицированные люди или дети самостоятельно не откроют кран, что предотвратит затопление квартиры. С другой стороны, создаются неудобства обслуживания. Чтобы открутить кран, надо при себе иметь инструмент. Иногда он может закипать твердыми отложениями. Чрезмерное усилие инструментом приводит к обрыву рабочего штока.

Современные краны Маевского оснащены съемными ручками. Отверстие для стравливания расположено сбоку, что дает возможность удобно сливать теплоноситель в подставленную емкость.

Чтобы краном Маевского спустить воздух из батареи, нужно выполнить следующие действия:

  • Участок батареи возле крана оборачивают ветошью. Она предотвратит разбрызгивание воды по комнате. Под сливное отверстие подставляют емкость.
  • Шток крана инструментом или за рукоятку медленно откручивают, пока не появится шипение воздуха. Если механизм прикипел, нельзя пытаться сорвать его усилием. Шток пытаются аккуратно расшатать легкими нажатиями в разные стороны.
  • Когда из отверстия зашипит воздух, дожидаются появления ровной струи воды. Сливают примерно до 2 л.
  • Кран закручивают, ожидают около 10 минут. Процесс повторяют, чтобы удостовериться в отсутствии воздуха.

После процедуры кран проверяют на отсутствие протечек. Съемную ручку лучше снять, чтобы к ней не добрались дети.

Как спускать воздух с батарей отопления

Для удаления воздушных пробок созданы специальные узлы. Работают они в ручном или автоматическом режиме, что зависит от устройства. Такая арматура должна стоять на каждом радиаторе и сложных участках трубопровода.

Как спустить воздух с батареи без крана

Отсутствие крана для стравливания воздуха усложняет обслуживание отопления. Однако в некоторых случаях он не нужен. Первый пример – это отопление с автоматическими воздухоотводчиками. Узел устроен так, что самостоятельно удаляет из системы воздух. Хозяину квартиры необходимо только периодически удостоверяться, что воздухоотводчик работает.

Второй пример – это автономное отопление открытого типа. Система предполагает наличие расширительного бака для воды. Установлен он в самой высокой точке рабочего контура. Весь воздух будет выходить через бак. Важно только постоянное присутствие в нем небольшого уровня воды. Если хозяин прозевает, отопление «завоздушится» через пустой расширительный бак. Чтобы выгнать воздух, достаточно добавить в систему воды. Однако залив осуществляют через штуцер, установленный на самой нижней точке контура. Обычно это вход обратного трубопровода в котел.

У автономной системы закрытого типа через расширительный бак невозможно стравить воздух, так как вместо него стоит гидроаккумулятор. Невозможно заняться развоздушиванием, если отсутствуют автоматические отводчики и краны. В этом случае придется прибегать к радикальному методу – частичному откручиванию боковой пробки радиатора.

стравить, воздух, батарея, отопление

Для стравливания воздуха через пробку батареи понадобится газовый ключ

Опасность метода обусловлена затоплением помещения. По этой причине его нельзя использовать в квартирах. Во-первых, централизованное отопление работает под высоким давлением. Если на пробке плохая резьба, ее сразу сорвет из батареи при попытке открутить. Во-вторых, в квартире пострадает не только собственное помещение, но и соседи, расположенные этажами ниже.

Методом может воспользоваться владелец собственного дома на свой страх и риск. Для развоздушивания на пару витков откручивают одну из верхних пробок батареи, к которой не подведен трубопровод. То есть, она исполняет роль заглушки. Пробка может быть с левой или правой резьбой. Чаще всего заглушки на чугунных радиаторах левосторонние, но лучше удостовериться легким проворачиванием в разные стороны.

READ  Блок управления котлом Viessmann Vitopend 100

После откручивания газовым ключом заглушки на пару витков, зашипит воздух. Перед этим под батареей нужно застелить пленку, приготовить ветошь и ведра для сбора воды. Со временем воздух будет выходить частично с брызгами. Когда шипение полностью прекратиться, начнет капать вода, заглушку закручивают, подмотав несколько витков льна или фум-ленты.

Почему в радиаторах водяного отопления скапливается воздух

О появлении внутри радиаторов воздуха не возникает вопросов, когда элементы отопления только что установлены новые или подвергались капитальному ремонту. Сложнее выяснить, откуда берутся воздушные пробки во время интенсивной эксплуатации системы. Причиной тому часто являются допущенные ошибки монтажа или эксплуатации.

Если охватить все случаи возникновения проблемы, то воздух в отоплении появляется по следующим причинам:

  • у самотечной системы не соблюден уклон труб;
  • батарея выставлена на кронштейны не по уровню со строгой горизонтальностью;
  • заливка воды в систему отопления выполнена неправильно;
  • разгерметизация узлов, плохое соединение некоторых элементов отопления;
  • отсутствие автоматики для стравливания воздуха или ее поломка;
  • проведение мелкого ремонта отдельного узла, вследствие чего произошла разгерметизация системы;
  • скопление большого количества ржавчины внутри секций батарей;
  • заливка в автономное отопление новой порции воды, содержащей большую примесь воздуха.

Нарушение горизонтальности батареи приведет к ее частому завоздушиванию

Именно по какой причине появился внутри батареи воздух выяснить сложно. Однако, зная их, стоит заранее принять меры, направленные на снижение вероятности завоздушивания отопления.

Что такое завоздушенность батареи и как ее определить?

Если Вы увидели, что батареи не греются на всю мощность, хоть еще вчера вся система работала прекрасно и в доме было тепло, точно вся трудность в том, что вам необходимо всего то стравить воздух с той батареи, какая не очень горячая. Эта статья расскажет во всех деталях как спустить воздух из батареи.

Перед тем как стравливать воздух, убедитесь, что это на самом деле считается причинной сбоя системы.

Сначала необходимо проверить все батареи: если они все через чур холодные или напротив через чур горячие, возможно трудность конкретно в обогревателе или может быть, в батареях собрался другой осадок. Также понаблюдайте, не капает ли с батарей вода. Возможно, в батарее утечка, тогда просто необходимо выключить систему обогрева и подтянуть гайку на впускном клапане батареи.

Если в результате выполненных действий ситуация не преобразилась, возможно гайка подверглась коррозии и ее нужно сменить. Могут быть такие аспекты, что на верхнем этаже батареи остаются холодными, тогда, как ниже этажом батареи достаточно хорошо нагреты. В подобных вариантах лучше всего вызвать специалиста, какой специализируется в этой сфере.

А если в результате подробного иследования системы для отопления вы не выявили других проблем, помимо того, что какая-нибудь батарея полностью или частично прохладная, тогда вам нужно всего-навсего понять, как стравить воздух из батареи.

Читайте еще одну полезную публикацию в тему: детально про то, почему шумят батареи?

Как правильно спустить воздух из батареи?

Нужная схема для работыДля того, чтобы выпустить воздух с батареи отопления примените специализированный ключ, которым можно открыть «вентиляционный клапан».

Сейчас, когда ключ или отвертка, а еще емкость для слива воды у вас рядом, просмотрите батарею и с какой-нибудь её стороны, поищите небольшой клапан, который в народе зовется кран Маевского.

стравить, воздух, батарея, отопление

Сегодня под силу установить несколько подобных клапанов, а можно обходится и одним, сверху отопительного прибора. Когда вы нашли нужный клапан, отвинтите его в сторону до той поры, пока не услышите, как шипит воздух.

Подставьте под кран какую-либо емкость и подождите, пока весь излишний воздух выйдет и начнет капать вода. Дождитесь, пока вода перестанет пузыриться и побежит тонкой струйкой. Вот сейчас весь воздух в батареях спущен, и кран можно завинтить в начальное положение.Помимо вышеупомянутого крана Маевского на радиаторе отопления можно установить автоматический спускник воздуха или традиционный вентиль, который просто ввинчен в какую-либо из верхних пробок отопительного прибора. Автоматический спускник самопроизвольно выполнит все действия для стравливания избыточного воздуха с батареи.

Как спустить воздух из батареи – легко и просто!

Наступили холодные времена, и в любом доме уже давно работает система обогрева. Сегодняшние отопительные приборы настолько практичны и удобны, что многие уже и забыли, как можно было обогревать дом без небольших, миниатюрных и хороших батарей. Но даже отопление имеет собственные недостатки. Первое – это очень пересушенный воздух, который можно смочить при помощи особого воздуного увлажнителя на батарею. Второе — есть очень много технических вопросов, один из которых мы сегодня и обговорим.

Как удалить воздушную пробку в системе отопления ЛУЧШИЙ СПОСОБ

К чему способен привести завоздушенность системы обогрева?

Но сначала предлагаю разобраться, какие имеют место быть результаты от подобной, кажется, безобидной завоздушенности одной батареи.

Как оказалось, то, что отопительный прибор не греет комнату – еще не очень большая беда. Главной трудностью считается то, что воздух в батареях приводит к ржавлению ее внутри, и в конечном итоге — уменьшению служебного срока отопительного отопительного прибора.

Следующий невидимый момент – если у вас независимая система обогрева, то котел вынужден «гонять» по системе воздух, а не жидкость. И это приводит к досрочной порче подшипников на валу и, как правило, насос заранее выходит из строя.

Небольшие мелочи и различия

Если же при установке системы для отопления мастера поленились и не привели установку особого клапана на отопительном радиаторе, тогда вам самому потребуется провести не непростую технологию спуска воздуха из батареи, но немного другим путем.

Вам для этого нужно при себе иметь газовый либо же разводной ключ, которым вы начинаете очень потихоньку откручивать заглушку. Если откручиваемая заглушка на чугунной батарее совсем не откручивается, нанесите смазку для резьбы конкретно на саму резьбу и через некоторое время опять повторите попытку.

внешний вид крана МаевскогоДалее действуйте также, как и с традиционным краном. В процедуре завинчивания пробки на место не забывайте накрутить на резьбу лен или ФУМ ленту.

В приватизированных домах с независимой системой обогрева порой нужно сделать спуск воды при помощи бака расширительного, который постоянно располагается в самой верхней точке системы для отопления.

После того, как вода спущена, подождите какое то время и затем отвинтите кран на расширительном бачке. Почти всегда пробка выходит без посторонней помощи при увеличении температуры отопительного прибора. Если же такие действия не стали причиной желаемому результату, доведите воду в системе отопления до кипения и вот тогда воздушная пробка обязательно выйдет.

Также помните, что воздушная пробка может сформироваться в месте, где перегибается провод труб, из-за этой причины при установке системы для отопления нужно соблюдать идеальную дистанцию назначения уклонов при разводке трубопровода.

Если же практический уклон трубы разнится от проектируемого или провод труб выполняет петлю, тогда следует определить добавочные воздухоспускные вентили.

Сегодняшние изготовители радиаторов отопления порой не очень совестные в области собственного производства, и в конечном итоге, мы приобретаем плохой отопительный прибор, который может принести добавочную боль головы. А все вследствие того, что, сколько не стравливай воздух с батареи, которая сделана не по нормам, воздух в ней будет нескончаемым. Так как именно материал отопительного прибора помогает появлению газов. У этой проблемы всего то одно решение – приобрести новую высококачественную батарею.

Если вам ближе формат видео инструкции – смотрите ролик ниже. Там все поэтапно показано.

Будем надеятся, что материал был вам полезен. Нажмите, пожалуйста, на кнопки соцсетей, которые размещаются ниже.

Тепленького вам дома и не завоздушенных батарей!

Спуск воздуха через расширительный бак

В домах с индивидуальным отоплением устанавливаются расширительные бачки. Они бывают закрытого и открытого типа.

READ  Может ли солнечная батарея работать от лампочки

Если расширительный бачок открытого типа, в нем мог опуститься уровень воды или теплоносителя. Добавьте их в систему, желательно – через нижний вентиль любого радиатора. Если сделать это не получится – сделайте это непосредственно в бачок.

Запустите систему и дайте ей поработать. Если воздушная пробка не вышла – придется спускать ее через радиатор.

Если расширительный бачок закрытого типа – придется проверять работоспособность бачка.

Признаки и негативные последствия завоздушивания довольно понятны

Сигналом о том, что в батарее появилась воздушная пробка, которая мешает циркуляции теплоносителя, могут служить:

  • неравномерный нагрев поверхности отопительного прибора;
  • различие температуры радиаторов, установленных в одном контуре;
  • звуки протекающей жидкости в батарее, шумы и характерное бульканье, которых не было в процессе предыдущей эксплуатации;
  • высокая температура подводящих труб и значительно более низкая у секций радиатора – жидкость перетекает по трубам обвязки.

В частном доме обращают внимание на снижение давления во всей системе отопления. «Холодные» радиаторы плохо отапливают помещение, вызывают ухудшение микроклимата.

Если воздух не удалить, это негативно скажется на работе и долговечности инженерного оборудования:

  • в присутствии водяных паров быстрее идёт коррозия внутренних поверхностей батареи;
  • окислы и ржавчина ухудшают теплоотдачу радиатора, увеличивается расход энергоресурсов.

В многоквартирном доме все доступные работы ограничивают попыткой спустить воздух из батареи.

В частном же доме неисправность индивидуального отопления может быть вызвана завоздушиванием циркуляционного насоса или неисправностью автоматического воздушного клапана. Типичным признаком может быть недостаточный прогрев радиаторов в одном из контуров или во всём строении.

В этом случае проверяют состояние насоса (в котле или вынесенного) и исправность автоматического воздухоотводчика.

В настоящее время разработаны и внедрены различные устройства, позволяющие удалять воздух из системы отопления в ручном или автоматическом режиме. Работа не требует особых навыков, но необходимо точно выполнять инструкцию для каждого вида приборов.

Когда нужно стравливать воздух из батарей

Любой газ намного легче воды, и поэтому, попадая в радиатор, он начинает скапливаться в верхней точке. Если процесс будет продолжаться, то воздух начинает расширяться и опускать уровень воды. В результате 50% объёма радиатора и более может оставаться без воды. Отопительный прибор практически перестаёт функционировать. Поэтому стравливать воздух из батарей нужно обязательно в любом случае.

Чтобы знать, когда нужно спустить воздух из радиатора отопления в квартире многоэтажного дома, надо понимать, когда чаще всего он туда попадает. Это происходит при следующих обстоятельствах.

  • По окончании отопительного сезона в летний период службы теплоснабжения осуществляют профилактические мероприятия, в течение которых теплоноситель сливают из системы, как частично, так и полностью. Перед началом холодов в систему заливают новую воду. Вместе с ней в радиаторы попадают газовые смеси.
  • Владельцы частных домов летом часто сами занимаются ремонтом автономной системой отопления. В результате неумелых действий в систему обогрева заходит воздух.
  • В многоквартирных домах с чугунными батареями в летний период специально спускают воду. Это делают, чтобы избежать работ по замене прокладок между регистрами. Если в системе оставлять теплоноситель, то старые радиаторы могут потечь в местах соединений секций из-за охлаждения воды и падения давления. Когда придётся запускать систему отопления снова, в неё зайдёт большое количество воздуха.
  • За летний период объём теплоносителя заметно уменьшается в объёме. При открытии запорной арматуры из-за отрицательного давления заливаемая вода всасывает в себя газы и заполняет ими все стояки.

Как стравить воздух из радиатора отопления

Если радиатор отопления не прогревается до своей обычной температуры, не стоит спешить вызывать специалиста. Если стравить воздух из батареи, то в большинстве случаев работоспособность прибора будет восстановлена.

Порядок работы:

  • Специально предусмотренным ключом или обычной отверткой провернуть винт на кране Маевского на пару оборотов против часовой стрелки. Не нужно откручивать его полностью, давление в системе может помешать потом вкрутить его обратно. На скорость процесса это не повлияет, поскольку количество выходящего воздуха и воды регулируется диаметром выходного отверстия на боку крана. Воздух выходит из радиатора с характерным шипением.
  • Спустить воздух, пока из отверстия не начнет тонкой равномерной струйкой сочиться вода без примеси воздуха. Под кран заранее нужно подставить емкость для ее сбора или подложить тряпку.
  • Закрутить винт в обратном направлении.

Как выпустить воздух из радиатора если нет крана Маевского

Если нет крана Маевского, то у вас батареи старого образца и вместо него установлена обычная заглушка. Как правило, она покрыта слоем краски, поэтому открутить ее будет непросто.

  • Тряпки или ветошь;
  • Газовый ключ;
  • Емкость для слива воды;
  • Растворитель или преобразователь ржавчины;
  • Фум-лента.

Для начала поставьте под секцию с заглушкой ведро. Обмотайте часть батареи вокруг заглушки тряпкой – она не допустит большого напора воды.

Обильно обработайте стыки заглушки и батареи растворителем или преобразователем. Попробуйте открутить заглушку газовым ключом. Не прикладывайте чрезмерного усилия чтобы не сорвать резьбу.

Если заглушка не поддается, снова воспользуйтесь растворителем. Когда она начнет откручиваться проворачивайте ее аккуратно. Желательно не доставать ее полностью – иначе хлынет большой поток воды.

Резьба может быть левой или правой. Поэтому пробуйте откручивать заглушку в обоих направлениях.

По мере проворачивания заглушки прислушивайтесь – не пошел ли воздух. Подставьте руку чтобы почувствовать поток. Когда воздух полностью выйдет, дождитесь пока из батареи не вытечет 3-5 литров воды.

Перед установкой заглушки обмотайте ее в 1-2 слоя фум-лентой. Делайте это против направления резьбы – так она обеспечит лучшую герметичность. Закрутите заглушку максимально плотно.

Удаляем воздушную пробку без слива воды

О том, как удалить воздух из системы отопления стандартными способами, вы наверняка знаете. Обнаружив непрогревающийся радиатор, нужно отверткой приоткрыть в нем кран Маевского и выпустить воздушный пузырь. Если установлены старые батареи, где такого вентиля нет, можно попробовать удаление другими способами:

  • Так называемая прокачка трубопроводной сети применяется в квартирах многоэтажных домов при условии, что в радиатор заделан кран для сброса воды. Подсоедините к нему шланг, направленный в канализацию, откройте вентиль на максимум и выполняйте слив, пока движущийся с большой скоростью поток не увлечет за собой воздушную пробку.
  • В частном доме советские стальные батареи можно развоздушить с помощью самонарезающего винта. Обмотайте его у основания ФУМ-лентой и завинтите шуруповертом в стенку отопительного прибора (поближе к верху). Затем выверните саморез на пару оборотов отверткой, выпустите воздух и затяните до упора. Летом врежьте в этом месте кран Маевского.
  • Удаление воздуха из чугунных батарей дачного домика, не оборудованных воздушниками, можно выполнять двумя способами: полной перезаправкой системы либо наращиванием давления (до 2 Бар) с одновременным прогревом. Выкручивать боковые заглушки «на ходу» не рекомендуется, потом их будет сложно запаковать.
  • Слабая циркуляция и теплоотдача могут быть следствием скопления воздуха в корпусе сетевого насоса. Отверните большой винт, установленный в торце агрегата, на пару оборотов. Когда из-под резинового кольца выступят капли воды, затяните его обратно.

Как легко спустить воздух со старой батареи

Совет. Чтобы не сталкиваться с воздушными пробками во время эксплуатации, установите на все радиаторы краны для спуска воздуха. Если толщина металлической стенки не позволяет нарезать 3—4 витка резьбы, наварите сверху бобышку с отверстием требуемого диаметра. В чугунных «гармошках» вентиль заделывается в боковую стальную пробку.

Focus с самонарезающим винтом также успешно применяется для неправильно спроектированных магистралей с обращенными кверху либо книзу петлями (например, для обхода дверей и других строительных конструкций). Как убрать воздушный пузырь в неблагополучном месте трубопровода путем закручивания самореза, смотрите на

Рекомендация. Если вы постоянно стравливаете воздух из системы отопления через батареи и не находите причины завоздушивания, временно поставьте на отопительные приборы автоматические клапаны, пока не разберетесь, в чем дело (возможно, имеет место химическая реакция с выделением кислорода).

Советы от специалистов Stout

приведем несколько полезных советов для безопасного удаления воздушной пробки и минимизации риска ее возникновения:

  • С началом отопительного сезона заливать воду в систему нужно всегда только снизу. Делать это нужно не торопясь под небольшим давлением и в полностью остывший контур.
  • После заполнения системы воду нужно прогреть градусов до 60, после чего стравить воздух из каждой батареи.
  • После этого, если есть необходимость еще раз долить немного воды.
  • Пробку на радиаторе в квартире выкручивать нельзя ни в коем случае. В отопительной системе многоквартирного дома достаточно большое давление и удаление пробки спровоцирует потоп.
  • В среднем слить необходимо около 30 литров воды, чтобы гарантировано избавиться от проблемы.
READ  Можно ли ставить солнечные батареи на земле

В том случае, если развоздушить батарею некому, нет времени, возможности или желания, вы можете воспользоваться услугами одного из наших специалистов по ссылке Найти специалиста

Способы удаления воздушной пробки

Поскольку один или несколько из перечисленных факторов могут присутствовать во многих домах, то обязательно встает вопрос удаления воздуха в системе отопления. Эту операцию можно выполнить различными способами. Все зависит от того, с какой циркуляцией теплоносителя имеем дело – естественной или принудительной.

В системе отопления с естественной циркуляцией (имеется в виду верхняя разводка труб) образовавшуюся воздушную пробку можно удалить через расширительный бак – он находится в самой высокой точке по отношению ко всей системе.Прокладку подающего трубопровода следует произвести с подъемом к расширительному бачку. При нижней разводке труб воздух удаляют так же, как и в отопительных системах, снабженных циркуляционным насосом.

Стравить воздух из отопительной системы с естественной циркуляцией можно при помощи расширительного бака

В отопительных системах с принудительным режимом циркуляции теплоносителя в самой высокой точке устанавливают воздухосборник, специально предусмотренный для спуска воздуха. В этом случае подающий трубопровод прокладывают с подъемом по курсу движения теплоносителя, а поднимающиеся по стояку пузырьки воздуха удаляются через воздушные краны (их устанавливают в самых верхних точках). Во всех случаях обратный трубопровод необходимо прокладывать с уклоном в направление слива воды для ускоренного опорожнения при необходимости ремонта.

Почему появляется воздух в отопительной системе?

С понятием «воздушные пробки» знакомы многие наши соотечественники. Об этом явлении вспоминают в начале отопительного сезона, когда в дома пускают тепло, а в квартирах верхних этажей часто батареи не нагреваются или нагреваются только в нижней части, а в верхней – абсолютно холодные. Откуда появляется воздух в трубопроводах? Причин завоздушивания может быть несколько:

  • проведение ремонтных работ (сборка, разборка трубопровода), во время которых появление воздуха неизбежно;
  • несоблюдение во время монтажа величины и направления уклона магистралей трубопроводов;
  • пониженное давление в водопроводе: уровень воды падает, а образовавшиеся в результате пустоты заполняются воздухом;
  • при нагревании воды пузырьки содержащегося в ней воздуха выделяются и поднимаются в верхнюю часть трубопровода, создавая там воздушные пробки;
  • систему отопления наполняют неправильно: после летнего простоя трубы следует заполнять водой не быстро, а медленно, производя одновременно спуск воздуха из системы отопления;
  • неудовлетворительно загерметизированные стыки трубопроводов, через которые происходит утечка теплоносителя. Течь в этих местах малозаметна, так как горячая вода сразу испаряется. Именно через неплотные швы и засасывается воздух в систему;
  • неисправность воздухозаборных устройств;
  • подключение водяного «теплого пола» к отопительной системе, трубы которого при монтаже располагаются на разной высоте.

Удаление воздушной пробки из системы отопления: как правильно спустить воздух из радиаторов?

Воздух в отопительной системе является препятствием для ее нормального функционирования. С этой проблемой жители квартир и домов сталкиваются, как правило, в начале отопительного сезона. Шум в трубах, холодные батареи, коррозия металлических элементов – вот результат образования воздушных пробок. И это случается даже с идеально спроектированной и правильно смонтированной системой отопления. Почему так происходит и для чего необходимо своевременно производить удаление воздуха из системы отопления – об этом пойдет речь в данной статье.

Виды воздухоотводчиков и мест их установки

Воздухоотводчики бывают ручными и автоматическими. Ручные воздухоотводчики или краны Маевского имеют небольшие размеры. Их устанавливают обычно на торцевой части радиатора отопления. Регулируют кран Маевского с помощью ключа, отвертки или даже вручную. Так как кран небольшой, то и его производительность небольшая, поэтому его применяют только для локального устранения воздушных пробок в отопительной системе.

Воздухоотводчики для системы отопления бывают двух типов: ручные (кран Маевского) и автоматические (работают без участия человека).

Второй тип воздухоотводчиков – автоматические – работают без вмешивания человека. Их устанавливают как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. Они имеют высокую производительность, но обладают достаточно большой чувствительностью к загрязнениям в воде, поэтому их монтируют вместе с фильтрами и на подающих трубопроводах, и на обратных.

Автоматические воздухоотводчики устанавливаются в отопительных системах закрытого типа по косильной лески трубопроводов в разных точках. Тогда сброс воздуха из каждой группы устройств производится отдельно. Многоступенчатая система обезвоздушивания считается самой эффективной. При правильной прокладке и грамотном монтаже труб (под нужным уклоном) вывести воздух через воздухоотводчики будет просто и беспроблемно. Удаление воздуха из труб отопления связано с увеличением расхода теплоносителя, а также с возрастанием давления в них. Падение давления воды свидетельствует о нарушении герметичности системы, а температурные перепады – о наличии воздуха в радиаторах отопления.

Определение места образования пробки и ее удаление

Как можно понять, что в радиаторе есть воздух? Обычно на наличие воздуха указывают посторонние звуки, такие как бульканье, протекание воды. Для обеспечения полноценной циркуляции теплоносителя нужно обязательно удалить этот воздух. При полном завоздушивании системы нужно определить сначала места образования пробок, постукивая молотком по отопительным приборам. Там где есть воздушная пробка, звук будет более звонким и сильным. Воздух собирается, как правило, в радиаторах, установленных на верхних этажах.

Поняв, что воздух в отопительном приборе присутствует, следует взять отвертку или ключ и подготовить емкость для воды. Открыв термостат до максимального уровня, нужно открыть клапан крана Маевского и подставить емкость. Появление легкого шипения будет означать, что воздух выходит. Клапан держат открытым до тех пор, пока не потечет вода и только после этого закрывают.

Ликвидация воздушной пробки в отопительной батарее при помощи установленного на ней крана Маевского: клапан открывают специальным ключом или вручную и держат открытым до появления воды

Бывает, что после проведения данной процедуры батарея греет недолго или недостаточно хорошо. Тогда ее нужно продуть и промыть, поскольку скопление в ней мусора и ржавчины также может стать причиной появления воздуха.

Если после спуска воздуха батарея по-прежнему плохо нагревается, попробуйте слить примерно 200гр теплоносителя, чтобы убедиться в полном удалении воздушной пробки. Если не помогло, но надо продуть и промыть радиатор от возможно скопившейся грязи

Если и после этого нет улучшений, нужно проверить уровень заполнения отопительной системы. Воздушные пробки могут также образоваться на изгибах трубопроводов. Поэтому важно в процессе монтажа соблюдать направление и величину уклонов разводящих трубопроводов. В местах, где уклон по какой-либо причине отличается от проекта, дополнительно устанавливают воздухоспускные вентили.

В алюминиевых радиаторах воздушные пробки образуются более интенсивно по причине плохого качества материала. В результате реакции алюминия с теплоносителем образуются газы, поэтому их необходимо регулярно удалять из системы. В таких ситуациях рекомендуют заменить алюминиевые радиаторы приборами из более качественных материалов с антикоррозионным покрытием и установить воздухоотводчики. Чтобы обогрев комнат был нормальным, перед заполнением отопительной системы водой необходимо своевременно позаботиться об удалении из нее воздуха, препятствующего нормальному движению теплоносителя, и тогда зимой в вашем доме будет тепло и уютно.